культура

«ПРОЩАНИЯ С РОССИЕЙ НЕ БУДЕТ…»

«Валентин Распутин, безусловно, — тот великий классик русской литературы, который связал как единой нитью собою, своей судьбою, словом, биографией, своими принципами и мужскими поступками распадающиеся позвонки эпохи, нашу культуру, русскую историю и сохраняет русский язык». (Эдуард Бояков).
Именно об этом говорит Стратегия национальной безопасности России в области культуры.
Эти пророческие слова писателя Валентина Распутина достойно воплотились в замечательном спектакле «Последний срок» (по инсценировке самого автора). Премьера прошла с большим успехом 8 мая на сцене МХАТа им. Горького в постановке Заслуженного Артиста России, режиссёра – Сергея Пускепалиса.
Прекрасно подобранный актёрский ансамбль работал слаженно, с полной самоотдачей, чутко слыша, и чувствуя друг друга, как одна большая духовная семья. Герои спектакля талантливо показали на сцене богатую эмоциональную палитру народных характеров, непростых родственных отношений, дружбы, юмора, дури, конфликтов, страданий, противоречий и самое главное, — силу, терпение, смирение, боль и красоту русской души.
На сцене ярко воплотились живые образы уходящей в небытие сибирской деревни, написанные Валентином Распутиным кровью сердца.
Артисты сумели передать любовь к народному языку, родной земле и её традициям так подлинно, бережно, горячо и естественно, что искушонные московские зрители были вовлечены в сопереживание до слёз. Долго аплодировали стоя, и кричали «браво».
Главная роль Анны в необыкновенно трогательном исполнении замечательно талантливой молодой актрисы Елены Коробейниковой была отмечена всеми как чудо перевоплощения!
Характерный «сибирский говорок», возрастная пластика и поведение (больного, уходящего из жизни человека), неисчерпаемая душевная наполненность, искреннее сопереживание и отклик каждому, кто приближался к ней, соприкасался, делился проблемами и эмоциями, владели вниманием зрителя до самого финала. Игра Коробейниковой вливала живые «токи» в партнёров, что создавало цельность сценического действа, поддерживало его живое дыхание. В образе её героини выражалась не только безмерно любящая душа матери, но и Душа самой многострадальной Матушки-России, — всепрощающей, всепокрывающей, всё переносящей, чья Любовь всех вмещает, всех защищает, всех объемлет.
Органичное единство сценографии, декораций, света и музыки стало откровением, о котором ещё долго хотелось размышлять с благодарностью за возвращение к корням родной культуры. Взор завораживала прозрачность сквозного пространства… Тонко меняющийся свет. Изба без стен, помещенная в бескрайность полей и огромного живого неба…
Расписные бесконечные «покрова» над всем живущим на сибирских просторах походили на контуры огромного сказочного терема, который одновременно и на земле и на небе. Так сценическое воплощение глубинной сути народа воскрешало и запечатлевало в памяти красоту, уют и тепло когда-то целостной культуры русской деревни, с её наличниками, удивительной резьбой и традициями.
Светлая «лебёдушка» — сибирская сказительница, подобно Волхвове, своими певучими речами открывала историю «Последнего срока».
Она приглашала зрителя в мир размышлений о совести, о юности и старости, о семье, о сбывшихся и разбитых мечтах, о жизни и смерти, о загадках русской души. Подобно греческой богине Судьбы – Мойре, она ткала и вышивала длинную многоцветную «дорожку» жизни, говорила простые, истинные слова самого автора, тихо появлялась и исчезала, наблюдая за происходящим, беседовала с главной героиней — «старуней» Анной, и как её Ангел-хранитель, и как Ангел смерти, и как Душа живой русской Земли.
Она проходила сквозь действо, словно иголочка с нитью, «прошивая» его певучестью речи, поддерживала целостность спектакля, пронизывая его какой-то мистической красотой.
Даже «сермяжный» юмор и выходки пьяных мужиков, варящихся «в собственном соку», вносили своим контрастом в динамику действия особую, добрую остроту. Когда же друзья запели, «по старинке», вместе, — «По долинам и по взгорьям», откуда-то из бесконечного родного пространства, зазвучал могучий мужской хор. Их голоса слились, словно в океан реки, наполняя силой и расправляя эти заблудшие потерявшиеся души. И зал снова вдохновенно зааплодировал от неожиданной сопричастности «соборной душе» народа, — святого и грешного.
Когда же в конце спектакля юная душа «старуни» Анны предстала, словно кроткий ангел перед своим Создателем и перед нами-зрителями, стало ясно, для чего мы пришли именно в этот театр и на эту пьесу.
Внутри что-то пело, томилось, воскресало и наполнялось… Чем-то добрым, большим и светлым.
Здесь была наша Родина, вера, надежда, Любовь…
Здесь был Бог.

Нина Яхонтова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *