о сохранении единого культурного пространства в дагестане

Из республиканских СМИ Дагестана поступила заметная информация: сообщение о возбуждении уголовного дела против руководителя республиканского Агентства по охране культурного наследия Заура Кахриманова и обширный материал Руслана Лугового о коррупции в надзорных органах горадминистрации Хасавюрта, допустивших незаконную застройку охранной зоны Святознаменского храма- уникального памятника воинской православной архитектуры на юге России.
Проблема, изложенная Р.Луговым — не локальное событие, а одно из рядовых проявлений той системы, которая сложилась за последние 2 десятилетия в национальных республиках Северного Кавказа,где в полном объёме сложились признаки этнократических псевдогосударств. Правовой нигилизм 90 х годов в конечном итоге привел к почти полному вытеснению российского цивилизационного пространства, о необходимости сохранения которого не раз говорил президент РФ В.В. Путин. В данном случае речь идет о коммерческих структурах, окутавших государственные органы коррупцией. Сегодняшний Хасавюрт — нечто среднее между средневековым Багдадом и Каиром — среда , где за последние десятилетия уничтожаются признаки европейского города с регулярной планировкой. Так ,например, застройка старых классических парков и скверов коммерческими строениями, ликвидация тротуаров, и даже перегораживание улиц здесь называется реконструкцией.В таких условиях говорить о сохранении исторической среды не приходится.И дело даже не в низкой квалификации сотрудников надзорных органов. Администрация Хасавюрта рассматривает город как чистое пространство, которое необходимо заполнить как можно быстрее, не учитывая при этом сложившейся в течении 2 столетий культурной среды и чувств старожилов. Поэтому беспокойство вызывает не только судьба Св.Знаменского храма,но и оставшегося архитектурного наследия. Где в России можно найти город , в котором убран дореволюционный памятник А.С. Пушкину? Чем не угодил администрации великий поэт? В каком российском городе переименована улица Красная? Горе -реформаторы похоже не знают — название это не имеет отношения к большевизму.Красной называлась издавна в российских городах улица имеющая бульвар с цветниками.
Многие годы остаётся заброшенным и бывшее Войсковое кладбище с захоронениями офицерского состава участников 1 Мировой войны. Сохранились воспоминания профессора Института геодезии и картографии Дробышева Ф.В. о том, что в 1914 — 1915 годах под оружейные залпы проходили захоронения на этом кладбище чинов казачества и офицерского состава Российской армии, погибших на Кавказском фронте, в частности, в составе корпуса командующего Баратова.О разграблении могил на этом кладбище, незаконном изъятии орденов,воинских регалий, при молчаливой реакции прокуратуры, сообщалось в российской прессе более 10 лет назад.Сегодня в канун 100 летия окончания 1 Мировой войны не прекращаются попытки пустить на хозяйственные нужды эту территорию.И это происходит тогда, когда президент РФ открывает Мемориал на Поклонной горе,произносит глубокие проникновенные речи о забытом подвиге и жертвах участников этой войны.(В которой, кстати, принимали участие многие дагестанцы в составе 1 и 2 Дагестанских конных полков и других частей Российской армии)Мы возмущаемся вандализмом над памятниками советских воинов в бывших странах соц.демократии,но нельзя использовать двойные стандарты для нашей собственной истории.
Именно поэтому Собор русского народа всячески поддерживает инициативную группу из дагестанских ученых и общественных деятелей неравнодушных к своей истории и предлагающих к 100летней дате окончания 1 мировой войны установку памятного знака на месте Воинского кладбища в Хасавюрте с последующим приданием этой территории статуса историко-мемориального места.
Р. Луговой сетует в своём материале на исход русского и казачьего населения из республики — населения внесшего здесь решающий вклад в становление города и являвшегося хранителем культуры. Но следует напомнить о том,что терские казаки не просто уезжают из Дагестана. Они вынуждены покидать свои исконные территории, где они и зарождались как один из коренных этносов Северного Кавказа.Хасавюрт пожалуй единственное место в России,где терские казаки оказались изгоями на своей земле. Для администрации города это позиция принципиальная. С начала 90 х годов казачьей общине Хасавюрта не выделено ни одного квадратного метра для реализации своих культурных и национальных потребностей Атаману А. Перевертайло пришлось находить опору в вопросах воспитания и образования казачьей молодежи за пределами республики.Продолжателем этих *славных» традиций неприятия казачества похоже становится и нынешний глава горадминистрации З.Окмазов, отказавшийся год назад принимать представителя Правления Терского казачьего Войска. Об этом факте информированы в Миннаце Дагестана. Эти реалии, хорошо известны в Правительстве РД. Они всё чаще заставляют терских казаков на своих Кругах делать однозначные выводы: «Дагестанским кланам нужны не мы , а наши территории»
Как мы видим.охрана культурного наследия тесно связана с национальной политикой и провалы в первом погружают регион в архаику средневековья.Но возвращаясь к работе дагестанского Агентства по охране культурного наследия нельзя не сказать и о самой столице, где результаты этой работы наиболее очевидны.
Безрадостная картина по охране архитектурного наследия царит в целом и в столице Махачкале. Почти без затруднений сносятся здания 19 века,образовавшие форштадт города,оставшиеся,как на снимке, могут быть изуродованы чудовищными надстройками.
Представитель Собора посетил это бюджетное надзорное учреждение в конце августа. И надо сказать о том, что эффективность этой структуры не вызывает большого доверия. Прежде всего бросается в глаза низкий уровень квалификации его сотрудников,отсутствие четкой концепции работы Агентства. Общественность республики всё таки должна иметь представление об отчетности этого органа,результативности его работы.Если Министерство культуры РФ не сделает системного анализа работы за 2 года этого нового образования — Дагестан получит еще одну структуру для обслуживания криминалитета.
ПАРХОМЕНКО В.С.
координатор Собора русского народа

Запись опубликована в рубрике регионы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *