икона рождества

 

 

В послании ап. Павла (1-е кор.гл.12) сказано, что все мы члены одного тела Христова, и, хотя Дух един – дары его различны, и даны каждому в свою меру.

В эпоху Водолея (эру Святого Духа), когда все «тайное становится явным», символика Библии и священных писаний других народов начинает открывать свои секреты, которые зачастую взаимно дополняют друг друга. Умение прочесть сокровенную суть духовных «посланий» — это путь к осознанию, что в различных отношениях и образах Бог – Един для всех, и каждый может найти в Нем свой неповторимый взгляд. Но если все мы члены единого тела Земли, и взгляд наш устремлен к Небу, то Высшая истина откроется нам только в духе Любви.

Казалось бы икона «Рождества Христова» понятна и доступна каждому. Но это только для внешнего зрения. Значение символов иконы всегда не случайно и многозначно. Охватывая духовный и материальный планы, она предлагает разгадать это послание СВЫШЕ и принять в нем участие. За каждым образом, за каждой деталью изображения, за всей композицией в целом кроется множество смыслов, которые раскрываются не сразу, но по мере духовного и интеллектуального возрастания.

В глубинной сути своей символика иконы универсальна и в ней могут найти свои аспекты различные духовные учения.

В Евангелиях о Рождестве Христовом говорится кратко. Но на протяжении веков к ним прибавлялись легенды, народные духовные стихи и предания, которые сыграли большую роль для изображения картины Рождества Богомладенца; особенно различные предания. В этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство и говорится об убогой обстановке, где появился на свет младенец Христос.

Эти народные представления отразились и в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и вол, и осел. В IX веке окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине пещера, в глубине которой помещены ясли (кормушка для скота). В яслях на соломе лежит на Богомладенец, Иисус Христос, от которого происходит сияние. Богоматерь находится в полулежащем положении недалеко от ясель, а Иосиф сидит в задумчивости или в дремоте по другую сторону от них.

Дмитрий Ростовский в своей книге сообщает о том, что к яслям были привязаны вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола вел Иосиф с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить Святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на рисунках, изображающих Рождество Христово, фигурируют эти два животных, вол и осел. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Эти бессловесные животные не только помогали младенцу Христу согреться, и таким образом служили Богу, но и на картинах получили символическое выражение. Изображение осла аллегорически символизирует собой упорство, умение достичь цели, а изображение вола символизирует собой покорность и трудолюбие.

Следуя трудам отцов церкви ( П.Флоренского, Григория Нисского, Григория Богослова и др.) за внешним событийным прочтением, или выражением внешних действий Божественного промысла всегда скрыто тайное, сокровенное, личное; здесь, образы иконы – аллегории нашего внутреннего устроения, — того, о чем сказано в Евангелие: «Царствие Божие внутри вас есть».

О возможностях читать сокральные (тайные) образы «изнутри» говорят и древние священные писания Индии «Веды» и «Упанишады». Экзотерическое (т.е. мистическое) прочтение «Вед» духовными исследователями показывает присутствие космических сил-богов внутри человека. Эти силы символизируются образами природы, людей, птиц и зверей: например, Заря — богиня Уша (кстати, отсюда производное от санскрита слово ДУША) – это ИНТУИЦИЯ, а бог грома и молнии Индра – это не только внешнее проявление сил природы, но во внутреннем мире человека Индра символизирует просветленный ум, силу озаренния ума). Савитур (бог солнца) – это сознание-сила сердечной любви), Вайю ( бог ветра) – витальная сила очищения от страстей, Агни (бог огоня) – воля стремления души ко Всевышнему и т.д.

Интересно, что в Библии Господь говорит в видениях со своим пророками тоже языком образов природы, которые они затем «растолковывают» царям и народу (например: пр. Даниил, Исайя, Иеремия и др.) В подкупольных храмовых изображениях евангелистов «Нового Завета» в загадочной связи с ними тоже присутствуют животные: лев, орел и телец, как «атрибуты»-силы связанные с духом их евангелий.

С Рождества Христова начинается Новая эра Европейской истории, задачи которой можно постичь, углубившись в содержание символов Рождественской иконы. Для этого образ Богомладенца Христа, сияющего в яслях пещеры ночью как маленькое солнышко, нужно увидеть еще и как образ бессмертной ДУШИ человеческой, посланной Творцом во «тьму нашего несознания»,- в наше смертное животное тело: «Пока Бог не вдул в Адама душу, он был подобен животному» (св.Серафим Саровский).

ОНА (душа) — «семя» брошенное «Сеятелем» на поле жизни для преображения человеческой природы и одухотворения «мира сего» (из Ев.), ОНА – «Агни», что рождается в «самой глубокой ночи» (из Веды).

ОНА –бесценная «жемчужина» в раковине (Ев), (подобно свету в пещере на иконе),

ОНА – «золотое бессмертное дитя» в «утробе Земли» (Веда)…

Новая Эра, по словам Шри Ауробиндо – это новый этап в развитии человечества, когда в марше эволюции лидирует психическое существо (бессмертная душа человека). Она выходит на первый план как сознание-сила Божественной Любви и становится во главе природы, которая миллионы лет готовила себя в качестве инструмента для такого руководства. Только психическому существу (душе), как растущей в человеке пламенной, динамичной индивидуальной частице Бога-Творца под силу объединить вокруг себя различные составляющие природы: ментальное, витальное и физическое тела с целью сгармонизировать, возвысить и преобразить их в подлинный «ОБРАЗ и ПОДОБИЕ Божие». Целью такого усилия Души является предоставление возможности Духу проявить Себя во всей полноте вплоть до воплощения в материальном образе.

Если присовокупить вышесказанное к известным трактовкам рождественских образов, то вол и осел, стоящие рядом с яслями Новорожденного «Источника жизни» — это также аллегория витальных сил природы, которые есть в каждом из нас: это служебные силы-функции души. Вол прямо причастен к «плугу», взрыхляющему «каменистую почву наших сердец», на который «возложивший руку» уже не должен оборачиваться, чтобы не стать тем, кто «неблагонадежен для Царствия Божия» (Ев.)

Осел самое выносливое вьючное животное, способное понести не только предельные нагрузки, но и пройти даже там, где невозможно пройти коню. Принимающий на себя «иго, которое благо» (Ев.) – осел символизирует одну из витальных (жизненных) сил души христианской, способной пройти самыми сложными путями, взять на себя любые возложенные жизнью грузы, ибо с Христом «бремя Мое легко» (Ев.)

В Египтетской символике осел — образ божественной гармонии: его звуки «И-А» — это вибрации гармонии. Состояние Высшей гармонии внутри пещеры, где все присутствующие объединены единым сияющим полем Любви может быть отмечено образом ослика, в котором заключен один из аспектов смысла происходящего.

Но образы этих животных как действующих сил Вселенской и человеческой души, предназначенные для несения «бремен» жизни на самых тяжелых ее дорогах композиционно расположены позади яслей, — ЗА «солнцем Истины» младенцем Христом, обвитом «пеленами» мирового Закона.

На переднем плане изображены овечки и ягненок – символ безропотной жертвенности, смирения и беззащитности. Эти качества – главное отличие души христианской, ее главная сила, которая «в немощи совершается»(Ев.)

У всех животных на иконе «человеческие» глаза, полные понимания и сопричастности «величию События», говорящие о проникновении во все живое «света Разума».

Открытия же Индийской духовной науки (труды Шри Ауробиндо) говорят о том, что приход в мир Божественного Учителя повышает уровень общей эволюции, «переводит» мир на Новую, более высокую ступень.

О том, что Рождество Христово событие мирового масштаба свидетельствуют также гости-Волхвы или восточные мудрецы-маги, прибывшие поклониться «Царю царей». Они принесли дары: золото, как Царю (владыке мира), ладан – как Первосвященнику (хадатаю за все человечество перед Всевышним), смирну – благовония как смертному (для погребения Его в теле человека, принимающего смерть как закон несовершенного мира). Так были отмечены три главных призвания Сына Божия, Его миссия «в мире сем».

Яркая Звезда, в «ведическом» прочтении символизирует вспышку Откровения интуитивного ума. Она вела «книжных» мудрецов-магов Востока трудными, извилистыми путями «Знания» к «цели божественного Замысла о человеке» — образу Богочеловека, явленного им в младенце Христе. Волхвы сойдутся с «неучеными» и простыми как дети пастухами у входа в пещеру, символизирующую косную материю, где скрытая от мира открылась им – «призванным» Тайна божьего благоволения. Ведомые по вере своей ангелами простецы равно с посвященными становятся свидетелями рождения «Света», хотя и шли путем противоположным. Пути Веры и Знания отмечены на иконе справа и слева от пещеры, озаренной внутренним сиянием Новорожденного. Разделенные во времени и пространстве, с дарами и без даров стремящиеся увидеть «Истину» входят в единое поле Любви в назначенный Свыше ЧАС Славы Божией.

Пещера изображается в виде многоступенчатой скалы, похожей на застывшие волны или крылья, — символ усилия, трудного подъема к небу, в основании которой рождается помогающее Божество. Пещера символизирует уровни «восхождения» природы к Духу, посылающему к ней помощников из своих Царств.

Образ Девы Марии являет собой еще и образ девственной непорочной материи (Мария – евр. «материя»), чистой от греха, той, которая одна способна «зачать», «выносить» и «родить» Божественное дитя – НОВОЕ для Земли, «Альфу и Омегу» — т.е. всю полноту совершенства, включающего небесное и земное, временное и вечное.

В Евангелии от Иоанна сказано, «Бог есть Любовь». Рождение Бога Любви, изображенного в центре иконы «Рождества Христова», где вокруг него объединено прошлое, настоящее и будущее открывает всем нам послание НОВОЙ Эры: оно заключается в том, что впервые в мир приходит надежда на бессмертие, данная самим Всевышним, и все мы этому сопричастны.

Нина ЯХОНТОВА

Запись опубликована в рубрике культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *