добро и зло в революциях

« Физически невозможно, чтобы истинно религиозное ведение или чистая нравственность существовали в тех классах народа, которые не добывают своего хлеба трудами своих рук» «Джон Рескин

Да, в революции и Гражданской войне действительно были зло и «ужас»» для тех социальных групп и личностей, которые длительное время создавали и насилием удерживали крайние формы несправедливости в российском обществе, кто, как справедливо отмечает В. Бушев, — «веками паразитировал на шее народа, глумился и насильничал над ним». А наши «помазанники» в период Витте-Столыпинских либеральных реформ, взгромоздили на шею неграмотного, забитого, превращенного в рабов, крестьянства такое количество генераций частных собственников (дворян, кулаков, своих и западных капиталистов, церковь с ее богатствами…), что выжить русский народ мог только сбросив с шеи это непосильное ярмо…

Известно, что в эмиграции, будучи изгнанными из Советской России, наши философы и мыслители пытались осмыслить причины случившегося и вплотную занялись проблемами Русской идеи, предназначением россии в мировой истории и пытались понять причины Социалистической революции 1917 и гражданской войны.

Н.А.Бердяев глубоко раскрыл общие причины революций. Признавая их разрушительность, он отмечал две их причины: что 1) «старый режим становится совершенно иррациональным, неоправданным больше никаким смыслом, никакими целями»; что 2)выход из этой ситуации революция осуществляет через «расковывание иррациональной народной стихии». Революции вызываются тем, что «В истории накапливается много зла, ядов разложения, и в старом обществе не находится сил для его преодоления… Заблуждаются те, кто думает, что общество может бесконечно мирно и спокойно существовать, когда в нем… царят зло и насилие, неправда, внешне прикрытые благообразными формами… Революция есть пролитие крови, насилие, потому что это малый апокалипсис,… суд внутри истории народа… В революции и добро осуществляется силами зла, потому что силы добра оказались бессильными осуществить добро в истории…» мирными методами.

С.Л. Франк глубоко проник в причины Русской революции, копившиеся в истории самой царской России. Он видел их в грубо нарушившей код жизни России извращенной реформе Екатериной П. собственности дворян. «Русская революция есть восстание крестьянства, победоносно осуществленная… пугачевщина». Сразу же после «Вольной грамоты дворянству» крестьяне интуицией осознали и на своей шкуре ощутили, что значит для них и России освобождение дворян от службы и превращения «потомственно и навечно» в рабовладельцев, а крестьян – в их рабов. Крестьяне понимали и то, что вместе с землей дворянам отданы в полное частное распоряжение и все ресурсы в их земле, которые они 157 лет будут вывозить за границу. В то время как Петр I подчинил их государственной казне!

Одного этого акта произвола Екатерины было достаточно для грубого нарушения соотношения обязанностей и прав сословий в России. Она открыла ящик Пандоры – заложила систему ближних и отдаленных разрушительных последствий для страны и народа, которые разрешились только в 1917 году. Надо знать, что наши крестьяне после прикрепления к земле Соборным Уложением 1649 года, не были отданы в собственность дворянам, а лишь прикреплялись к их служебной земле. Это была мера по стабилизации социальной структуры общества и обеспечения военной и государственной службы дворянства. Для этих же целей и другие сословия России были введены в служение, — закреплены за определенным видом общественно необходимого труда. Так Россия возрождалась после девяти лет Смуты. И крестьяне мирились с прикреплением к земле, видя, что барин, которого они кормят, тоже служит государству — жизнью и кровью. Служба дворян была тяжелой, пожизненной, до старости, или пока не убьют. Тогда сыновья заменяли отца и также служили государству. «После освобождения Екатериной II дворян от всех видов службы, возложенных Петром I, крестьяне также ждали освобождения. Однако оно не последовало,- пишет Франк. Напротив, над основной частью русского народа, над кормильцами России, «случайность на русском троне» учинила тягчайшую несправедливость, вероломство и произвол, акт глумления и насилия, подарив их дворянам в полную СОБСТВЕННОСТЬ, вместе с землей.

Этот произвольный, пагубный для России юридический акт Екатерины II следовало отменить сразу же по ее кончине. «Дворяне же вцепились в крестьянина, в его душу… глушили голос совести и оправдывали аномальную привилегию прошлыми заслугами,- писал С.Л. Франк. Этим актом правительница отбросила Россию на столетия назад и проложила бездну между двумя основными классами России, которая и поглотит дворянство.

Достаточно известно, что получив незаслуженные, ненормальные и развращающие привилегии, дворяне постарались во всем стать чуждыми крестьянам: перешли на французский язык, усвоили чужие манеры, одежду, идеи и стремления другой цивилизации и культуры. Они возводили никчемные усадьбы с «венецианскими зеркалами» и комнатами для «великолепия», библиотеками, картинными галереями, наслаждались театрами из крепостных, разводили своры борзых, заставляя крестьянок выкармливать грудью породистых щенков… И все это — посреди русских степей и морозов, жалких изб, бедности и неграмотности народа. «Не только беспощадная эксплуатация крестьян, но и культурное отчуждение определяло их взаимоотношения …Для русского крестьянина «барин» стал не только эксплуататором, но существом ЧУЖДЫМ, непонятным — со всей его дворянской культурой, с его образом жизни…», -писал С.Л. Франк.

И дворяне, и Россия дорого заплатят за этот роковой дар Екатерины II. Ценой его станет физическая и социокультурная гибель дворянства. Часть его, как известно, истребит Пугачев, другую поглотит Гражданская война, третья — разбредется по чужим континентам, четвертую будут прессовать в канун Великой Отечественной 1941-45гг! Так сгинет этот класс, направленный аномальным даром Екатерины в исторический тупик.

Много потеряла и Россия с гибелью дворянства. Ведь оно унесло с собою в могилу или в эмиграцию все знания, всю культуру, которую создавала за счет эксплуатации и многовекового подавления русского народа. Советской России достанется тяжкое наследие царизма и дворянства – 80% неграмотных крестьян! И с ними придется строить социализм ,совершать прыжок в Высшую социальную и духовную реальность.

Надо понять, что без этого акта Екатерины II, или после отмены «Вольной грамоты» сразу после ее смерти, все пошло  бы иначе. По мере естественного ухода поколения заслуженных дворян, их дети, не имеющие заслуг и привилегий отцов, устремились бы в разные сферы деятельности, стали управленцами, учеными, промышленниками и т.д. Однако вздорные, искусственные кастовые привилегии преградили этот путь социальной трансформации у новых поколений дворян. И вплоть до 1917 года, 157 лет, потомственное «благородное» дворянство будет только истощать Россию, вывозить хлеб и сырье за границу, проматывать там состояния. Конец этому паразитизму положит только революция 1917 года и Советский проект.

Гениальный Пушкин первым увидел гибельные последствия произвола царицы и дал ему гневную оценку от имени России: «…Но со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую действительность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости: народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство с философами ее столетия — И ТОГДА ГОЛОС ОБОЛЬЩЕННОГО ВОЛЬТЕРА НЕ ИЗБАВИТ ЕЕ СЛАВНОЙ ПАМЯТИ ОТ ПРОКЛЯТИЯ РОССИИ. …Развратная государыня развратила и свое государство».

Не страшась, раскрывал разрушительные последствия дворянской реформы Екатерины П и В.О. Ключевский: «Если заимствование Петра I у Запада было необходимо нам для НАСУЩНОГО дела» (армия, флот, промышленные технологии, светское образование для масс народа, наука Запада и т.д. – Г.Х.), то «в ХУШ веке оно пало на среду, живущую чужим трудом, оставшуюся без общественного дела, принужденную заполнять досуг игрой, забавой… Образование же только тогда благотворно, когда ведет к пониманию действительности, которая нас окружает, и к СЛУЖЕНИЮ ОБЩЕСТВУ, среди которого мы живем».

С.Л. Франк о дореволюционном обществе России писал, что «…Несправедливость была в том, «что к крестьянам, народу не имели никакого отношения, ему не служили – ни местное самоуправление, ни суд, ни администрация, ни крупная промышленность, банки, утонченная культура образованных классов, литература, искусство, университеты, Академии, консерватории – ничего не давали крестьянину. Все они были не с народной жизнью, не для нее росли и цвели, висели над нею в воздухе, хотя и питались его трудом».

К сожалению, никакие прогнозы мыслителей России «верхи» не слушали. И при освобождении крестьян Манифестом 19 февраля 1861 г. были вновь допущены несправедливость и цинизм такой глубины, что крестьяне не поверили, что так решил «помазанник Божий». По реформе крестьянам не только не отдали наделы, которыми они кормились, но и урезали их на ¼, поставив их таким способом вновь в экономическую зависимость от дворян. Профессор Энгельгардт А.Н. наблюдал, как жили и выбивались из сил крестьяне после «освобождения». Он осуждал никчемную жизнь дворян, вывоз хлеба за границу, в то время как у крестьян он заканчивался уже в январе и 2/3 их детей умирали от голода и болезней. В письмах «Из деревни» он описал чувства лютой ненависти, которые взращивали к себе дворяне. Поэтому С.Л. Франк указывал на истоки Русской революции, заложенные и «Великой» реформой 1861 г., которая снова «была проведена только в интересах дворян, по отношению же к крестьянам была безжалостная, жестокая…».

Трудно понять, на что рассчитывали дворяне, сначала приняв немыслимое для ХVIII века и для христианской страны, рабовладение, затем добившись ограбления и унижения крестьян при их «освобождении». Почему слепота и эгоизм поразили их умы и сердца? Неужели, при всей их западной образованности, всерьез надеялись, что это положение вещей будет продолжаться «вечно»?

Однако этим накопление несправедливостей в России не закончилось. На рубеже ХIХ-ХХ вв., монархия попыталась преодолеть новое отставание России, но сделала это вновь неадекватным способом. Чтобы восполнить нанесенный дворянством ущерб, в России начнут новый цикл чуждых России либеральных реформ, в ходе которых будур крушить институциональную матрицу жизни Русской цивилизации. То есть,, Витте и Столыпин принялись сокрушать остатки органичной для России модели собственности – общину крестьян и ослаблять роль государства в управлении страной. К дворянству. Отечественному купечеству и предпринимательству они начали добавлять новые генерации частных собственников: деревенское кулачество и западных банкиров и предпринимателей. Так в эпоху «николаевского экономического чуда» во всю мощь развернулась жесточайшая эксплуатация рабочих и крестьян и фактическая колонизация России иностранным капиталом. К 1916 г. они составляли в России 91% — в горном деле; 42% — в обрабатывающей промышленности; 50% — в химической. К 1916 году 222 иностранных капиталиста управляли почти всеми предприятиями и банками России, занимая 1 496 должностей в 156 банках, многие — до 15 и 24-х должностей одновременно! Они же скупали землю разорявшихся крестьян и промотавшихся дворян, и к 1914 г. владели 3 658 598 десятинами земли в России!

Параллельно этим разрушительным реформам в экономике мгновенно начались разрушения и в сфере культуры. Часть творческой интеллигенции начала активную борьбу против соборных ценностей русского народа, развернула пропаганду западного индивидуализма, что и составило основную черту декадентства «Серебряного века» — упадка, отказа от ценностей своего народа в многообразных направлениях творцов этой предапокалиптической эпохи для всех имущих классов России. Так реформы Витте и Столыпина подвели черту в разрушении кода жизни России. «Верхи» и трудящихся разделяла уже бездна, и страна зависла над нею…И могла в нее погрузиться, если бы не Советский проект! Фактически дворянство и монархия своими бездарными и извращенными действиями к 1917 году превратили Россию в экономическую колонию Западного капитала!

Многие в эпоху Витте-Столыпинских реформ чувствовали, что в России идут глубинные разрушительные процессы, ведущие Россию к революции. Как вспоминала Е.Ю. Кузьмина-Караваева, эсхатологические предчувствия охватили многих художников этой эпохи. Однако не все понимали, что их вызывал разрыв с народом, с культурной традицией России, с русской идеей служения. «Мы жили среди огромной страны, словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты, а мы знали философию, богословие, поэзию и историю всего мира. Мы были гражданами Вселенной… Но это… сочеталось с духом умирания, тления, призрачности существования. Мы были последним актом трагедии разрыва народа и интеллигенции, революцией до революции — так беспощадно и гибельно перекапывалась нами почва старой традиции… А гроза неумолимо приближалась к России…»

Н.А. Бердяев также с горечью писал о трагедии разрыва интеллигенции с народом. Расцвет индивидуалистического творчества «произошел в предреволюционную эпоху… Раскол, нараставший весь ХIХ век, бездна, развернувшаяся между верхним, утонченным культурным слоем и широкими народными кругами, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту бездну. Революция начала уничтожать культурный ренессанс и преследовать творцов культуры. Это было… необходимо для социального переустройства России. Но для творцов культуры… положение стало трагическим…Это была расплата за социальное равнодушие творцов культуры».

С.Л. Франк писал, что постоянно нараставшей несправедливости добавились «тяжелейшие потери России в постоянных войнах… Бессмысленные жертвы только в 1914 году, когда за несколько месяцев Россия имела 1,5 млн. убитых, 2 млн. раненых и 1,5 млн. пленных. Сотни тысяч матерей и отцов потеряли сыновей, работников, кормильцев неизвестно, ради чьих интересов… Чудовищны были и презрение, безжалостность господ-офицеров по отношению солдатам-крестьянам…

Многие в эпоху Витте-Столыпинских реформ чувствовали, что в России идут глубинные разрушительные процессы, ведущие Россию революции. Как вспоминала Е.Ю. Кузьмина-Караваева, эсхатологические предчувствия охватили многих художников этой эпохи. Однако не все понимали, что их вызывал разрыв с народом, с культурной традицией России, с русской идеей служения.

Отчуждение и вражда между дворянами и крестьянами, между солдатами и офицерами БЫЛИ ТАК ВЕЛИКИ, что УДИВИТЕЛЬНО, КАК ВООБЩЕ МОГЛО РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ДЕРЖАТЬСЯ НА ТАКОМ УРОДЛИВОМ, ФУНДАМЕНТЕ… Настроение крестьян и солдат понял Ленин, учел, и повернул их против всех слоев царского общества», — заключил С.Л.Франк. « …Теория Маркса о классовой борьбе и восстании пролетариата, его призыв к низвержению старого европейского государства и буржуазного общества ответили какой-то давно назревшей, затаенной мечте безграмотного русского мужика…/Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции// Русская идея. М., 1992. С. 326-328/

Так о каком «процветании» и «экономическом чуде» в эпоху Николая П и Витте-Столыпинских реформ можно твердить после всего этого ? Философ С.А. Аскольдов четко ответил всем полемистам о причинах Русской революции: » …За справедливость и мир в обществе отвечают три силы: религия (церковь), государственная власть и народ.

Первый, Божеский способ требует: не бери лишнего, не эксплуатируй, не подавляй…; собственность дана не для злоупотреблений, а для организации и управления, и должна служить обществу;

Второй — человеческий, должно обеспечивать государство справедливыми и своевременными законами.

Третий -.если НИ религия , НИ государство, правители, не выполняют своих функций, тогда справедливость восстанавливает сам народ, но уже третьим способом — «звериным», — насилием над классами, творящими зло и несправедливость».

Американский социолог Б. Мур заметил, что революции рождаются не из победоносного крика восходящего класса, а из предсмертного хрипа и рева того класса над которым вот-вот сомкнутся волны прогресса! У которых нет никаких шансов жить и развиваться…

Разрушительное действие этих реформ и колонизацию России остановит лишь Советский проект, восстановивший общеисторический код жизни России в политике, экономике и культуре. В сочетании с новыми, более справедливыми принципами социализма — властью трудящихся, или- действием власти коммунистов в интересах большинства народа, трудящихся и распределения по ТРУДУ, государственной системе образования для народа…, благодаря сочетанию этих констант этому страна совершит громадный прорыв в развитии, прорыв в высший мир, в высшую реальность….

                                                                                                                                                                                         ХМЕЛЕВСКАЯ Г.Б. доктор культурологии.

Запись опубликована в рубрике от редактора. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *