«5 вечеров» в ногинске

7 и 8 марта 2020 года на сцене Московского Областного театра драмы и комедии в г. Ногинске состоялась премьера спектакля «5 вечеров» по пьесе А.М. Володина.
Аншлаг был полный, а впечатление незабываемым для всех поколений зрителей. Публика долго аплодировала стоя, со слезами на глазах. Сила воздействия этой известной и давно полюбившейся многим пьесы, не только в том, что она вышла на сцену театра Ногинска в значимый для страны
юбилейный год — 75-летия Победы над фашизмом (здесь отражена чтимая всеми нами тема Войны). В дни празднования Международного женского Дня «5 вечеров» прозвучали для женщин всех возрастов особо. Они увидели трёх героинь, — совершенно разных, со своими судьбами, характерами, женственностью, любовью и верностью. И всё же главный секрет успеха — игра артистов, — полное проживание на сцене чувств и отношений близких каждому, та живая атмосфера искренности, — «живой воздух» правды, что передаётся со сцены залу, от сердца к сердцу, и в чём душа так сегодня нуждается.
Спектакль проходил в течение двух праздничных дней в двух составах, и каждый сумел покорить сердца зрителей своей индивидуальностью и замечательным исполнением.


По событиям – всё в пьесе довольно просто. Действие происходит в середине 50-х годов в Ленинграде.
В коммунальную квартиру, где ещё с довоенных времён живёт главная героиня Тамара (исп. Т.Максимова, Е.Цыплакова,) со своим племянником Славой (Р.Чумаков, А.Бакевич,) через 17 лет разлуки приходит Александр Ильин (И.Бондаренко, А.Смирнов,). Он когда-то снимал здесь комнату и любил юную «Звезду» — красавицу Тамару. Война разлучила их, и Тамара встречает недоверчиво нежданного гостя, чьё многолетнее отсутствие ей непонятно. Она оттаивает постепенно. Ильин — шофёр, но называет себя главным инженером для повышения статуса в глазах любимой. Эта ложь оборачивается не только новой разлукой и переживаниями. Она травмирует друзей Александра – одинокую, жаждущую женского счастья Зою (О. Сальникова, М. Лукина), и его сокурсника Тимофеева (А.Кирьян, Л. Удалов), в чьей должности «главного» Ильин предстал перед Тамарой. В судьбу «отцов» вмешиваются «дети» — племянник Славик и его подруга Катя (Е.Пирязева, А.Сорокина). Они помогают Александру Ильину, ушедшему «от позора» не простившись, возвратиться к Тамаре. Она же, когда разобралась в том, что случилось за время их расставания, готова принять своего «единственного» Сашу любого, и последовать за ним, куда бы он ни позвал. Эта незатейливая, на первый взгляд история, открывала зрителю, по мере погружения в действо, свои неисчерпаемые глубины.
А ведь в этом и есть гениальность художника — в простых лаконичных формах и диалогах суметь выразить богатство и противоречивость внутреннего мира героев, за которыми стоит не только их личное, но и судьбы страны, отношения между собой, с другим поколением, с жизнью, родиной, временем, со своей душой.
Наш замечательный драматург Володин написал о такой любви, какую герои пьесы, — из поколения наших отцов и дедов, прошедших испытания страшной войной, — сумели сохранить очень чистой, глубокой и трепетной на долгие годы. Конфликт данной драматургии не во внешнем действии, а в самом человеке, — в его отношениях с совестью, со своими поступками, выбором, близкими. Тонкий поэт и художник с «больной совестью», чувствующий красоту, ритм и мелодику фразы, слова и образа, Володин в текучке будней простых людей сумел передать суть и звучание вечного в человеке. Потому и смотрелись «5 вечеров» как на «одном дыхании», не нуждаясь даже в антракте. Внимание было захвачено органичным единством проникновенной музыки с неожиданностью сюжетных поворотов, естественностью контрастных эмоций, лёгким и ярким юмором без цинизма, многогранностью и значением чувства в пластике, слове, молчании…
Мода времени, с её широкими брюками, свитерами, халатами, и обстановка коммунальной квартиры 50-х, — всё было подлинно, сдержанно, поэтично, — в целом и в каждой детали (худ. Е. Пиотровская). Вся сценография, с её цветом, светом и песнями Окуджавы, пробуждала тёплую тонкую ностальгию по
далёкому детству, по не прожитому счастью, уюту… по ушедшим родным и близким. Люди выходили из зала в слезах, с просветлёнными лицами и сердцами. Общались друг с другом открыто и доверительно, обмениваясь впечатлениями с воспоминаниями. Свою молодость, боль и надежду они проживали вместе с героями, возвращаясь памятью в то дорогое время, что живёт в сердце каждого. Донести единящий дух времени и любви, заложенный в пьесе А. Володина, передать вместе с ним и чистоту жанра, столь эксклюзивную в наше время – несомненная заслуга режиссёра-постановщика — Александра Сергеевича
Смирнова. Он не только поставил спектакль в 2-х составах индивидуального прочтения в
рекордные сроки – за два месяца (!), но и исполнил в одном из составов главную роль – Ильина Александра Петровича.
«Вы сыграли любовь так убедительно, что в эту любовь веришь!..» говорили ему зрители. А всё потому, что режиссёр не только играл свою роль с пониманием и полной самоотдачей, но помог всем участникам выразить свой глубинный внутренний мир через героев пьесы: «Только проживая их в себе исобою, можно тронуть сердца; не представленными персонажами, а пропущенными через собственную душу». И этот «душевный разговор со зрителем» состоялся!


По отзывам посмотревших спектакль и самих артистов — был пережит катарсис, — ради чего и был создан Театр с большой буквы. Актриса Татьяна Максимова, сыгравшая главную роль в одном из составов, поделилась, чем обогатил её образ героини Тамары: «Мы привыкли всегда прикрываться в жизни, быть закрытыми, а здесь необходимо обнажение. «5 вечеров» держатся на тонких и сокровенных нотах. Их нужно было найти в собственной глубине, — из неё пропеть музыку любви и отношений. Этому научил меня режиссёр. Я вернулась к себе самой. Спектакль утвердил во мне то, что есть правильное и настоящее». Сама же Елена Октябревна Цыплакова в день премьеры 8 марта была героиней
дважды! Будучи Главным режиссёром театра и художественным руководителем постановки, она вышла актрисой на сцену впервые за 35 лет! И сыграла так сильно, талантливо и проникновенно главную роль Тамары, что публика восторженно засыпала цветами всю сцену! Конечно, был значим актёрский ансамбль и межличностное взаимодействие.
Все участники «5-ти вечеров» играли искренно и вдохновенно. Молодые, увлечённые и горящие, — все сумели найти родство с каждым образом. Потому уже была — не игра – а жизнь!
О тайнах закулисья Е.Цыплакова рассказывает открыто: «У нас очень хороший зал, замечательная команда и трогательная, трепетная забота друг о друге участников за кулисами перед выходом на сцену. Мы чувствовали себя одной семьёй, и для меня эта премьера – праздник во всех отношениях! И потому, что это – Володин, которого я очень люблю и с которым я пришла в этот театр, — с его пьесой «Мать Иисуса»… И потому, что работать с уникальным режиссёром – Александром Смирновым – это большое счастье! Он настолько выкладывался, — работал с каждым жестом, поворотом, репликой, с
каждым действием!.. Он был предельно внимателен с каждым актёром, и в процессе работы вывел каждого на какой-то другой, более высокий и более глубокий уровень. Способ переживания на сцене, — когда внутри всё рыдает, а нужно сыграть сдержанность в образе, и так на протяжении почти всей пьесы – это очень для меня интересно. О хорошей драматургии трудно говорить коротко, потому что
Володин настолько многогранен, и так много человеческого вложено в эти тексты и ситуации, что сам процесс репетиции – это творческое наслаждение! Разбираться в содержании, осознавать написанное и выражать в тончайших оттенках, особенно в молчании и паузах… это дорогое переживание! Зрителям передаётся то, что мы чувствуем на сцене, особенно когда играешь со всей душой, с любовью и пониманием такой прекрасный материал. Сегодня у нас это получилось — стать одним целым по духу со зрительным залом. Пережить вместе то послевоенное время, как его переживали герои пьесы. Мы
почувствовали эту ответную отдачу от зрителя, его благодарность за такое наше общее сопереживание, и сами очень всем благодарны!».
Директор театра Ю.Е. Педенко сказал о своих надеждах: «Мы покажем этот спектакль в Москве и на фестивалях, и хотим повезти его в Донецк».
Да, на сегодня «5 вечеров» — неисчерпаемы. О них можно сказать одно: «Идите и смотрите, смотрите, смотрите!..»

Нина Яхонтова

Запись опубликована в рубрике культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *