ТЕАТРУ В НОГИНСКЕ — 90 ЛЕТ

В 2020 году Московский Областной театр драмы и комедии в г. Ногинске торжественно отмечает свой 90-летний юбилей.

К этой дате он подошёл не только с интересной историей своего долгого пути, но и создал свой художественный облик, определил своё эстетическое кредо, и оставил памяти зрителей замечательные имена и высокие достижения.
До 1930 года г. Ногинск назывался Богородск.
Здесь сохранились здания 18-19 веков, и среди них бывшие дворянские усадьбы. В Ногинском районе немало памятников православного зодчества – Богоявленский собор, Церковь успения Богородицы, Храм Тихвинской иконы Божьей Матери, Николо-Бирюлёвский монастырь.
С первых лет ХХ-го столетия до начала 30-х годов здесь часто выступали профессиональные хоры духовной музыки под управлением известных дирижёров — И.И. Юхова, композитора П.Г. Чеснокова и рабочий хор под руководством А.В.Свешникова, что подпитывало и поддерживало духовную традицию города.
Концертно-театральная жизнь Богородского уезда была разнообразной.
При Богородско-Глуховской мануфактуре существовал клуб собрания приказчиков, и дирекция общедоступных развлечений занималась организацией народных гуляний и зрелищ. Проводились культурно-массовые мероприятия. На сцене клуба давались спектакли, подготовленные силами любителей и профессионалов.
В газете «Богородская речь» можно было прочесть об открытии зимнего сезона 1911-1912 года спектаклем по комедии В.И. Немировича-Данченко «Новое дело» с участием артистов Малого театра И.П. Щепкиной и Е.А. Лепковского, а также артиста театра Корша А.Г. Лесногорского.
О них написали так: «Хороша была госпожа Щепкина!.. А вот артисту Лесногорскому удалось тонким и продуманным исполнением приковать к себе внимание публики так, что напряжение этого внимания не падало в течение всего времени, пока артист оставался на сцене».
Любимицей публики была и актриса Малого театра О.О. Садовская, игра которой каждый раз вызывала восхищение. Зрители видели её в спектаклях по пьесам А. Островского «Последняя жертва» (Глафира Фирсовна) и «Таланты и поклонники» (Домна Пантелеевна).
В сезоне 1912-1913гг. показывали спектакль по пьесе А, Островского «Поздняя любовь», где играл прекрасный состав исполнителей: артисты Малого театра — Н.А. Смирнова, Панов, артисты театра Незлобина — Лилина, Лихачёв.
Играла и любительская труппа. Ею не раз давались благотворительные спектакли. Вместе с театральными устраивались и оперные постановки с участием, в том числе, выдающихся певцов и артистов. Частыми гостями здесь были и солисты первой в России частной Оперы, открытой в Москве в 1904 г. сыном богородского промышленника И.Н. Зимина, в которой начинали свой путь на Олимп Ф.И, Шаляпин и Л.В. Собинов.
Представления были на различных площадках.
Как такового своего театра в Богородске не было. Артистов на роли приглашали из различных столичных театров, актёрский состав был смешанным. И хотя жители Богородска не были обделены эмоционально-эстетическими впечатлениями, всё же круг людей, имевших возможность встречи с мастерами сцены, был очень ограничен.

Внучка основателей театра, который и сейчас является сердцем Богородска-Ногинска, — Александра Александровна Михеева-Крючкова, рассказывает:
«До 1917 года самодеятельные коллективы были и в Истомкино у Шибаева, и в Глуховке, где руководителем был сам Арсений Иванович Морозов. Но единого культурного центра, где люди могли бы отдохнуть, не было.
В то же время в центре Богородска, в двухэтажном доме, который выходил фасадом на Большую Московскую (в настоящее время — 3-го Интернационала) и переулок Тихвинский, спускающийся к собору (ныне ул. Соборная), жила семья купца Ивана Васильевича Михеева и его жены Евдокии Васильевны Зиминой.
На первом этаже этого дома были шляпные мастерские, работали белошвейки, и был магазин с большими окнами, в котором эти изделия продавались. Четверо дочерей Зиминых-Михеевых им во всём помогали. Семья была строгих нравов, дружная, имела своё дело. В Богородске они дружили с семьёй А.И. Морозова и другими передовыми людьми.
А.И. Морозов очень любил театр, представления, руководил хором, с которым выезжал на выступления в Москву.
И.В. Михеев был знаком в Москве со многими артистами и тоже часто ездил с женой в театр.
Однажды у него возникла мысль о постройке театра, культурного центра в Богородске, чтобы местные жители могли отдыхать дома и не ездить далеко в Москву.
В семье Михеевых было пятеро детей: четыре дочери и один сын. Все они закончили гимназию. Две дочери продолжили обучение дальше, а две не успели – началась революция. Сын Александр закончил реальное училище. Дети, так же как их родители интересовались музыкой, спектаклями. Все они очень любили музыку.
Однажды, собравшись дома (тогда у них в гостях был А.И. Морозов), решили построить в Богородске театр, куда могли бы приходить и приезжать жители окрестных мест.
Основной капитал был у бабушки – Е.В. Зиминой-Михеевой. Посовещавшись, решили начать хлопоты по постройке театра. Было подано прошение в Богородскую Думу, и она дала разрешение. Затем было послано ходатайство в Московскую губернскую Думу, где после долгих «за» и «против» всётаки прислали разрешение.
Когда здание было построено, в нём решили сделать кинозал, который тогда назывался синематограф. В документе было написано: «В мастерской Его Величества Николая Второго».
Далее был отправлен запрос в мастерскую инженеров-архитекторов, проектировщиков, сметчиков, подано прошение на электрификацию театра. Архитекторы, инженеры и другие работники были из Москвы и на время строительства театра жили в Богородске на квартирах. Всё это длилось около двух с половиной лет. Затем началась внутренняя отделка, оформление, и в 1914 году всё было готово.

Сначала театр назывался электротеатр, а затем синематограф (здесь показывали немое кино).
Внутри здание поражало прекрасной отделкой. Дедушка с бабушкой денег не жалели. Были вложены огромные бабушкины средства. И она же была хозяйкой этого театра, а дедушка – её муж, был её поверенным в делах. Так в документах и значилось.
Гораздо раньше в Москве, ещё до рождения бабушки, её родственниками
был создан Частный Оперный театр Зиминых.

Богородский театр был просторным, вместительным. Бархатный занавес отделан позолотой, кресла тоже бархатные. У семьи Михеевых была специальная ложа.
Из воспоминаний моих родителей:
«Театр был светлый, просторный, с красивым фойе. Всё было продумано для отдыха людей. Прямо за театром был разбит сквер, где люди, пришедшие посмотреть кинематограф, могли перед началом спокойно прогуливаться, любуясь обстановкой, беседуя, обмениваясь новостями, ожидая звонка, оповещающего о начале кино. Сквер называли «Летним фойе».
Зимой в здании театра показывали спектакли. Проводились вечера. Для детей были дневные представления. Артистов своих не было, поэтому приглашали из Москвы, где у дедушки было много знакомых.
Все Михеевы работали очень активно, дети тоже помогали после спектакля: вместе с обслуживающим персоналом они убирали в зале.
Всё это было до 1917 года».
Революционные события породили большой интерес к театральному искусству. Театры возникали повсюду: в городских и сельских клубах, в учреждениях и на предприятиях, в красноармейских частях при политотделах. Они становились одной из самых активных форм преобразования и созидания новой жизни. Несмотря на голод и разруху, в любом провинциальном городе, и даже в глухих деревнях забила ключом театральная жизнь. Выходцы из рабочих и крестьян хотели быть не только зрителями, но и пробовать свои силы на сцене, быть творцами нового революционного искусства.

По воспоминаниям А.А. Михеевой-Крюковой: «Дедушке пришлось расстаться со своим детищем – великолепным театром. Они с бабушкой добровольно отдали его властям, рассчитали обслуживающий персонал и заплатили им за работу. Люди не хотели уходить и даже плакали. Сами же Зимины остались жить в двух маленьких деревянных домиках.

Когда театр был передан городу, там началось рабоче-крестьянское движение. Зал театра стал залом народных собраний. Здесь проходили конференции и лекции. В 20-х годах выступала Крупская, комсомольцы. Артисты приезжать перестали. Была организована народная самодеятельность и стали проходить спектакли для народа. На базе Морозовского Клуба приказчиков образовалась сначала временная, а затем постоянная труппа, основателем которой стал Ефимов-Степняк. Небольшое ядро этой труппы вскоре разрослось до большого театрального коллектива, который часто менялся в своём артистическом составе. К этому был причастен и Морозов, который руководил хором мальчиков. Репетировать было негде, и он снимал для этого избу у старообрядцев. Конечно, Морозов хотел, чтобы в театре проходили концерты, но этого так и не случилось».

Театр стал называться «Театром Боно» (Богородский отдел народного образования). Он остался в здании кинотеатра «Колизей», выстроенном в 1914 году семьёй купцов Михеевых в центре города. Первым его директором стал Семён Фёдорович Пшеницын. Бывший глуховский рабочий, прошедший империалистическую, отвоевавший гражданскую войну, он вернулся в родной город в 1922 г. Ему и доверили управление театром. Он был страстный любитель театрального искусства и сумел объединить художественные силы города и уезда. Ему принадлежат слова: «Нет, не мог жить в те годы наш город без театра, не мог!».

Деятельность театра была разнообразна. Здесь показывали кино, проводили конференции, играли платные и бесплатные спектакли. На подмостках выступали артисты Театра Революционной Сатиры, Московского Государственного Реалистического Театра, Театра Корша, приезжали на гастроли и такие именитые мастера как И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов, М.И. Жаров, Лужский из Московского Художественного театра.

В 1924-1925 гг. при театре стали группироваться художественные силы уезда и города, профессионалы и любители, объединённые мечтой о создании своего драматического театра. И вот в 1925 году силами энтузиастов была организована драматическая труппа, сформированная при отделе культуры Упрфбюро. Труппа была передвижная, играли спектакли в районах и несколько раз в месяц на цене театра Боно.
В самый первый состав труппы вошли: режиссёр и актёр Н.М. Ефимов-Степняк, артисты Рачинская, Кафидов, лавров, Котович, Солдатенков, Тураева, Корольков, супруги Валенто, Мешков и другие.
Репертуар соответствовал запросу времени: «Огненный мост» Б.С.Ромашова,
«Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, «Ярость» Ю.И. Яновского, «Враги» Б.А. Лавренёва. Была включена русская и западная классика: «Лес» А.Н. Островского, «Коварство и любовь» И.Ф. Шиллера, «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Ревизор» Н.В. Гоголя.

В ноябре 1927 года на сцене театра Боно драматическая труппа показала спектакль, который привлёк особое внимание зрителей. Это была постановка пьесы К. Тренёва «Любовь Яровая».
В Богородской газете «Голос рабочего» о ней был такой отзыв:
«Пьеса «Любовь Яровая» — одна из немногих, ярко и художественно изобразившая гражданскую войну. Автор сумел, не впадая в дешёвую агитку, показать героику и пафос революции, показать мужественную борьбу Советской власти против белогвардейцев. Первое выступление новой труппы произвело благоприятное впечатление».
В репертуаре труппы появились новые названия: «Сёстры Жерард» (переделка французской мелодрамы), «На дне» М. Горького, «Лекарь поневоле» Мольера, «Луна слева» В. Билль-Белоцерковского.
Спектакли проходили с успехом. Труппа взялась за постановку пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69». Режиссёр Виноградов тщательно работал над созданием спектакля. Художественное оформление было сделано по макетам МХАТа, а выполнено глуховским изокружком под руководством Ф.П. Кузнецова, автора первого в мире памятника В.И. Ленину.
В спектакль было введено звуковое и световое оформление. В массовых сценах были заняты участники драматических кружков глуховского рабочего клуба и клуба совторгслужащих.
Всё это было необычно, и зрители с нетерпением ждали премьеру.
В марте 1928 года спектакль был показан в театре Боно, а затем в глуховском рабочем клубе. Спектакль оправдал надежды зрителей и прошёл с большим успехом. О нём говорили как о «празднике рабочего зрителя» и смотрели «с неослабеваемым волнением».
Отмечалось и художественное оформление: «Ещё не один театр нашего уезда не показывал такого прекрасного оформления. Бронепоезд действительно двигался по сцене; прекрасно были выполнены шумовые и световые эффекты».
Этот спектакль стал событием в жизни города, о нём много говорили и спорили. Богородская труппа привлекла к себе зрительское внимание. Она давала спектакли не только в Богородске и Глухове, но и в других рабочих и сельских клубах.

Осенью 1930 года на базе драматической труппы профбюро был создан постоянный стационарный театр. Это время стало официальной датой рождения Ногинского драматического театра. Молодой коллектив, возглавил молодой актёр и режиссёр Н.М. Ефимов-Степняк. Он с энтузиазмом взялся за дело и поставил пьесы, шедшие с большим успехом: «Огненный мост» Ромашова, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Чудак» Афиногенова, «Ярость» Яновского, «Лес» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.
В памяти благодарных зрителей остались фамилии первых актёров: Рачинская, Кафидов, Лавров, Котович, Солдатенков, Тураева, Корольков, супруги Валенто, Мешков и другие.
Но становление молодого коллектива оказалось не простым. Труппа вынуждена была ездить по районам, т.к. не хватало средств и не было собственного помещения. Поэтому РОНО, ведающий делами театра, стал приглашать московских артистов.
На сцене Ногинского театра в 1931-1935 гг. показали свои спектакли театры Сатиры (спектакль «Липа»), Революции («Человек с портфелем»), Мейерхольда («Лес»), МХАТ («Дядя Ваня», «У врат царства»), им. Е. Вахтангова, Малый театр, Московский театр им. Ермоловой.
Но такая «гастрольная» система не удовлетворяла ногинчан. Не все имели возможность увидеть тот или иной спектакль, да и цены на билеты были достаточно высоки.
Жители города и района выступали в печати с требованиями о создании постоянного общедоступного театра, который регулярно давал бы спектакли и обслуживал не только Ногинск, но и Электросталь, а также сельские районы области.
Учитывая «важность культурного обслуживания трудящихся», Ногинский театр при содействии советских и партийных органов в корне перестроил свою работу. С 1 октября 1935 года театр был переведён в ведение Московского областного управления зрелищными предприятиями и включён в его плановую работу.
В 1936 году было принято решение о передаче помещения кинотеатра «Колизей» Ногинскому драматическому театру. Для постоянной в нём работы был приглашён московский режиссёр И.М. Туманов с группой актёров.
23 октября 1936 года состоялось открытие театрального сезона.
В этот день была показана премьера спектакля по пьесе А. Корнейчука «Гибель эскадры» (реж. И.М. Туманов).
Начались театральные будни, поиски современного репертуара, своего творческого почерка, создание коллектива с неповторимыми актёрскими индивидуальностями. За предвоенные годы, практически за четыре сезона, Ногинский драматический театр сумел зарекомендовать себя как один из лучших театров Московской области.
В репертуар театра были включены пьесы А Островского, М Горького, Сухово-Кобылина, И.С. Тургенева. Западную классику представляли пьесы О. Бальзака, Э. Войнич, Флетчер, Лопе де Вега.
Город увидит весь современный репертуар того времени: «Любовь Яровая» К.А. Тренёва, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, «Русские люди» К.М. Симонова, «Разлом» Б.А. Лавренёва, «Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина т.д.
Классический репертуар являлся прекрасной школой, богатейшим материалом, дающим возможность раскрыться творческой индивидуальности артиста. Так, ногинские зрители открыли для себя в спектакле «Свадьба Кречинского» артиста Б.Д. Торбеева (в роли Кречинского) и А.И. Букина (в роли Расплюева). В «Грозе» — артистку Л. Ковранскую (в роли Кабанихи) и Ф. Валицкую (в роли Варвары). В «Оводе» — Ю.В. Белгородского (в роли Монтанелли) и артиста Е.П. Вааге (в роли Овода)
Художественный руководитель театра Б.Г. Рощин говорил: «Мы расцениваем каждую нашу работу не только как зрелищную, но и как учебно-воспитательную работу театра. Поэтому, особенно серьёзное внимание мы уделяем репертуару. Это лицо театра, его идейно-художественная позиция».

Театр постоянно обращается к пьесам современных драматургов.
«Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Моя мать» Невзорова, «Павел Греков» Войтехова и Ленча, «Беспокойная старость» Рахманова.
Эти пьесы объединяла тема морального облика советского человека.
Московские критики, смотревшие спектакли в сезоне 1938-39гг., отмечали большой рост творческого коллектива. К несомненным удачам театра они относили такие спектакли театра, как «Егор Булычёв» М. Горького и «Гроза» А. Островского, поставленные Б.Г. Рощиным.
В режиссуре Рощина критики подчёркивали его умение работать с актёром, зажечь его, натолкнуть на верные поиски образа. В спектаклях были яркие актёрские работы и прекрасные ансамблевые исполнения.
Плодотворная работа дала театру право на гастроли в Москве.
1 июня 1942 года труппа в полном составе выехала в столицу и сумела завоевать симпатии взыскательной московской публики.
Выезды в Москву с показом спектаклей стали регулярными.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал своей работы.
С июня 1941 года обстановка требовала и от работников искусства перестройки всей деятельности.
Малые художественные формы, такие как агитбригада, концертные программы, не требующие особых условий, стали насущной необходимостью.
По инициативе режиссёра Е. Вааге и артиста Г. Голубовича была быстро организована особая творческая бригада, в которую вошли артисты Богданова, Глебова, Панков, Маслов, Карликовский, Веров, Синельникова, Балашов, Владимиров и другие.
Они горячо взялись за дело и в два дня была подготовлена злободневная концертная программа, созданная самими артистами.
Артист Г. Голубович написал литмонтаж, включив в него песни Красной Армии. Литературно-художественная композиция театральной бригады была насыщенная песнями, стихами, частушками, танцами, плясками, сценками, скетчами, художественным чтением, Эту программу показывали в течении всего военного времени на мобилизационных пунктах и в госпиталях.

24 июня 1941 года артисты Ногинского театра дали первый концерт в военкомате. Их зрителями были молодые бойцы, ждавшие отправления на фронт. Перед такой аудиторией выступали с полной самоотдачей и воодушевлением.
Без выходных, днём и ночью выступала концертная бригада на мобилизационных пунктах при отправке подразделений. В день давали по
3-4 концерта. За первые три месяца войны был дан 51 концерт. Не прекращая своей основной работы над спектаклями, готовили другие концертные программы для бригадных выступлений. 567 спектаклей и более сотни концертов было дано на передовых позициях и в госпиталях. Основное место в репертуаре занимали пьесы военно-патриотического характера: «Русские люди» К.М. Симонова, «Война объявлена» Л. Иткина, «Нашествие» Л.М. Леонова, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского.
Газета военного времени писала в 1941 году о премьере в Ногинске «Оптимистической трагедии»: «Партер и балкон Ногинского театра заполнены до-отказа. Идёт премьера «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.
Пьеса давно знакома, но звучит спектакль по-новому, и какая-то особая взволнованность царит в зрительном зале. Фронтовики, приехавшие домой на побывку, бойцы и командиры Красной Армии, рабочие и инженеры Глуховки и Электростали, ногинские театралы, молодёжь – все восторженно следят за происходящим на сцене. Эти события близки сердцу каждого зрителя».
Спектакль рассказывал о том, как в восемнадцатом году германские захватчики пробивались на цветущую Украину, и теперь – в сорок первом – они вновь пытаются поработить свободный украинский народ.
Почти каждая картинка спектакля сопровождалась горячими аплодисментами. А когда в финале актёры-краснофлотцы с криками «Ура!» пробегали через зрительный зал на выручку комиссара, попавшего в плен к немцам, зрители, забывая, что они в театре, вскакивали с мест и во всю мощь подхватывали это «ура!»…
По окончанию спектакля по затихшей центральной улице затемнённого города неспешно растекался людской поток. На ходу делились впечатлениями о спектакле, сравнивали с правдой лично пережитого, укреплялись духом от увиденного на сцене.
Актёры выходили из театрального подъезда с песенкой, только что спетой на сцене, и за автором текста песни Г. Голубовичем, (он же исполнитель роли Алексея), вместе с театральными «болельщиками», ожидавшими у подъезда, что подхватывали мотив, единым хором оглашали тихие улицы маленького городка, в котором жил когда-то легендарный матрос Железняк.

В течение всей войны театр работал много и напряжённо. Ежедневные репетиции, спектакли, выезды в части Советской Армии, в госпитали, на заводы и фабрики. Художественный руководитель театра Ю.Н. Решимов в газете «Голос рабочего» писал: «1944 год Ногинский драматический театр встречает окрепшим, возмужавшим и более требовательным к себе». Военная жизнь изменила планы коллектива. В 1944 году основная часть труппы была переведена в Брянск, и дала жизнь Брянскому областному драматическому театру.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

В Ногинске театр возобновил работу в январе 1945 года.
Его возглавил заслуженный артист Карело-Финской ССР В.В. Познанский. Он сформировал труппу, состоящую из опытных и ещё совсем молодых актёров. Первой постановкой сезона 1945-46 года стал спектакль по пьесе Л. Леонова «Обыкновенный человек», начатой драматургом ещё до войны.
За послевоенные годы Ногинский драматический театр сформировался творчески, окреп и приобрёл свой самостоятельный почерк. Его лучшие постановки отличались внутренне оправданной романтической взволнованностью, яркостью, рельефностью художественной формы. Не раз его труппа показывала свои работы в Москве.
Благодаря газетам послевоенного времени, можно было живо представить себе не только происходящее на сцене, но и отношение к этому критиков и публики.
По воспоминаниям тех, кто неоднократно смотрел «Молодую гвардию» — этот спектакль имел для них большое воспитательное значение. Он учил молодёжь стойкости и бесстрашию, мужеству и героическому настрою. И хотя краснодонцы погибали в неравной борьбе с врагом, зритель, уходя из театра, ощущал бессмертие образов комсомольцев.

В 1950 году театр отметил свой 20-летний юбилей.
Тот энтузиазм, с которым друзья Ногинского театра откликнулись на его чествование, и праздничная атмосфера, царившая на торжестве, говорили о том, что за годы своего существования театр стал культурным центром Подмосковья. За два десятилетия было поставлено более 150 пьес, но главным в работе театра всегда был поиск своего творческого почерка, живого контакта со зрителями, создание спектаклей, отвечающих требованиям времени.

Шли годы. Творческий состав театра укреплялся и обновлялся. Основное ядро труппы 60-х годов: засл. арт. РСФСР Т. Лондон, К. Маслов, Н. Булкин, Н. Васильева, засл. Арт. ЧИ АССР Л Вальднер, И. Романов, А Скалыга, Н. Васильева, В. Шахназаров, В. Луков, В. Дятлов,Г. Дзусов, Г. Корн, В. Марченко, Н. Гуртовенко, В. Печорина, (ныне директор ЦТ), Ю. Стосков,
Т. Гаврилова.
В эти годы театром руководили такие режиссёры, как А.А. Муат, М.Е. Еремеев, В.А. Данилов, К. Воинов – известный кинорежиссёр, создавший в том числе и всеми любимую комедию А. Островского «Женитьба Бальзаминова», Ф.Г. Сакалис и Е.А. Кемарская.

В 1963-1989 гг. очередным главным режиссёром Ногинского театра была заслуженная артистка РСФСР Евгения Анатольевна Кемарская. Сезон 1967-68 гг. был на редкость удачным. Восемь спектаклей (впоследствии зачастую едва выполнялась норма – пять)!

В 70-е годы в труппу театра влились очень способные выпускники высших театральных училищ (Щепкинского, ГИТИСа, МХАТа, театра имени Вахтангова). Они стали преемниками славного наследия российской школы драматического искусства.
В 1980 году театр отметил полувековой юбилей и был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, а за создание цикла спектаклей молодёжной тематики коллективу было присвоено звание лауреата премии комсомола Подмосковья.

ГАСТРОЛИ

С 50-х годов Ногинский драматический театр стал крупным очагом культуры в Московской области. Его успехи широко отмечала не только центральная пресса, но и пресса многих городов нашей родины, куда театр выезжал на гастроли. В 80-е годы театр жил очень насыщенной жизнью. Было создано около 60 спектаклей. Это было время рассвета творческого порыва Главного режиссёра театра — Е.А. Кемарской, возглавлявшей труппу более 25 лет.
Несколько раз театр получал Дипломы первой степени на фестивале сценического искусства «Золотая осень», а также множество дипломов за лучшее исполнение мужских и женских ролей.

ЛИХИЕ 90-е

В 90-е годы театру приходилось, как и всем не просто. Власть поменялась. Времена были трудные, с финансированием были сплошные проблемы. Зарплата была очень маленькой, не регулярной, без дополнительных надбавок и премий.
Чтобы поддержать жизнеобеспечение артистов, глава района – В. Н. Лаптев прикрепил по два, по три или по одному человеку к какому-либо ногинскому предприятию: к фабрике, заводу, хлебокомбинату, где каждому из них выдавали на благотворительной основе денежную сумму, почти как зарплату. Будучи большим любителем театра с детства, всегда с интересом посещавший его спектакли, мэр города Ногинска — Лаптев периодически выдавал актёрам не только премии, но и помогал им с квартирами, которых с окончанием советских времён уже не давали.
Благодаря такой всесторонней поддержке, театр не только не останавливался в творческой деятельности, но и пробовал свои силы в разного рода новшествах, не боясь проб, ошибок, неудач и разногласий в отношении постановок.

Не случайно Ногинск называют театральным городом. Несмотря ни на какие житейские беды, трудности и экономические ураганы, его жители не изменяли своей любви к театру, ходили на спектакли, несмотря на нищенские зарплаты. Потому то, артистам и хотелось показывать зрителям что-то новое, интересное, — подойти креативно к новому сезону.

Это время было рассветом театра. Спектакли, поставленные ещё в 80-е годы — в 90-е стали звучать по-новому: наполняться новым духом, новым прочтением.
В театр приходили новые приглашённые режиссёры и экспериментировали с постановками различных спектаклей.

В 1995 году Е.А. Кемарской (с 1975 г. по 1989 г. бессменным Главным режиссёром театра) был поставлен замечательный спектакль «Платонов» (по А. П. Чехову), который считался одним из лучших, и всегда пользовался огромным успехом. Постановка была классической, но дух её был не музейным, а очень «свежим», творческим. И хотя спектакль шёл более трёх часов, он пролетал, по воспоминаниям актёров, как одна секунда, — на одном дыхании; «Атмосфера была потрясающая!.. И за кулисами, и на сцене, и в зале».

В театр прибывала молодёжь; репетировали сразу по два, по три спектакля с большим энтузиазмом. Все артисты были заняты полностью и по максимуму. В сезон ставилось по пять, шесть спектаклей, которые обсуждались режиссёром вместе с труппой в творческой обстановке, с интересными предложениями и замечаниями.

Спектаклей в 90-е годы ставили много Шекспировская «Мера за меру» стала спектаклем-долгожителем – его играли почти 20 лет!

Нелёгкое бремя радения о театре в эти лихие 90-е было возложено на Татьяну Николаевну Ильину — замдиректора театра с 1996 года.
И если для постановок и их участников эти годы были «свежим веянием» и насыщены интересным репертуаром, то театру в целом – приходилось очень не просто Это было время, когда театр должен был выжить во всех отношениях, начиная с сохранения самого здания в прекрасном месте в центре города, на которое имели виды другие организации, — до полного финансирования его деятельности.
О том, что стояло за успехами театральной «закулисья» того времени, она рассказывала следующее: «С посещаемостью театра в Ногинске было трудно, ставить было не на что. Театр не финансировался вообще. Он был на грани закрытия, так как была борьба за здание. От закрытия его спасло то, что он был Областной, а значит в ведомстве Москвы.
Выход был один – бартер, — ради финансирования театра».
Непрестанными усилиями нового замдиректора, десятки тысяч изделий лёгкой промышленности, включая носки и колготки, обменивались на билеты в театр. На него работало 4 магазина! С птицефабрики доставались продукты для обеспечения артистов… Всё это — была её бесконечная забота.

Уникальность Ногинского драматического театра в том, что он не столичный, но и не провинциальный. Сохраняя этику в отношении классического репертуара, следуя лучшим традициям мастеров сцены, он, при этом, современен в подаче игры и чутко откликается на зрительский запрос времени.

В 2005 году театр стал лауреатом национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Российская сага» и лауреатом Международного фестиваля «Человек с ружьём 2005» за спектакль «Савельевы», поставленный к 60-летию Великой Победы. Награды были торжественно вручены в Большом Кремлёвском дворце.

РЕСТАВРАЦИЯ и ПОСЛЕ НЕЁ

С 2006 по 2010 год в театре проходил капитальный ремонт.
Благодаря финансовому обеспечению со стороны губернатора Б.В. Громова, Ногинский театр был обновлён полностью, вместе с реконструкцией здания.
Пока шёл ремонт, актёры ездили на гастроли. По стране и за её рубежи.
Зарплату в период ремонта и зарубежные гастроли тоже обеспечивал губернатор Б.В. Громов. При нём и директоре Т.Н. Ильиной звания получили 22 актёра театра, среди которых Народный артист Юрий Грубник. А в то время это было очень не просто.

Заслуженный артист театра В. Башинский вспоминает: «В 2008 году мы были на гастролях в Польше, где нас принимали замечательно! Тепло и радостно. На высшем уровне. Над театром в Варшаве и Плоцке, где мы играли, висели флаги – российский и польский.
Спектакль «Доходное место» в Польше прошёл с большим успехом. Он просто прогремел!» Это была последняя дружественная поездка в эту страну.
Для культурной жизни города Ногинский драмтеатр предлагал в это время спектакли для вечернего просмотра, для детей и юношества по произведениям отечественных и зарубежных авторов, таких как Шекспир, Гоголь, Мольер, Горин, Островский, К. Манье, М. Ладо, Е.Шварц, О’Генри, Устинов и Табаков, Слаповский и многие другие.
В 2010 году театр был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации Д.А. Медведева «За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и достигнутые творческие успехи».

В 2012 году в Центральном доме Союза кинематографистов РФ на торжественной церемонии Х Международного театрального форума «Золотой Витязь» и III Славянского форума искусств театр был награждён «Золотым Дипломом» за художественное воплощение образов Святого Евангелия в спектакле «Мать Иисуса».
В мае 2011г. директором театра был назначается Юрий Евгеньевич Педенко – член коллегии Министерства культуры Московской области, член художественно-экспертного совета при Министерстве культуры Московской области, заслуженный работник культуры Московской области. При нём театр приобретает на собственные средства две автомашины – фургон, для перевозки декораций и мини автобус для доставки артистов на выездные спектакли. Репертуар театра начинает постоянно обновляться.
1 июля 2012 года Ногинский драматический театр перешёл в автономное плавание и был переименован в Московский областной театр драмы и комедии.
В 2013 году в г. Саранске на VIII Международном театральном фестивале «Соотечественники» за спектакль «Приглашение в замок» Жана Ануя (реж. Н. Людскова) театр был награждён «Дипломом Лауреата».
Спектакль «За двумя зайцами» М. Старицкого (реж. Засл. арт. В. Варецкого) в июне 2014 года открывал традиционный Федеральный фестиваль «Театральный Олимп» в сочинском Зимнем театре.
На конкурсе этого фестиваля были представлены такие спектакли Московского областного театра драмы и комедии как: «Поминальная молитва» Г. Горина, детский спектакль «Кентервильское приведение» О. Уайльда, — получившие заслуженные награды.
Сам театр получил диплом «За новый поворот театра в освоении современной культурной деятельности». Его спектакль «Поминальная молитва» (в постановке М. Рыбака) наградили дипломом за «Лучший спектакль большой формы», а постановщик, вместе с исполнителем роли Лейзера-Вольфа — Народным артистом Ю. Грубником были награждены дипломами.

Успех театра, конечно же, создают его актёры.
Сегодня труппу театра представляют несколько поколений: большинство из них сильные выпускники ВТУ им. М.С. Щепкина, а также выпускники ГИТИСа, школы студии МХАТ и других ведущих театральных ВУЗов России.
Своей живой деятельностью театр привлекает не только зрителей Московской области, но и Москвы, и регионов России, и стран ближнего и дальнего зарубежья. За последние пять лет труппа театра пополнилась молодыми талантливыми артистами.

Театральные критики заслуженно оценивают труппу «Московского областного театра драмы и комедии» как одну из самых интересных и талантливых. Огромная заслуга в высоком признании деятельности этого театра и тех, кто своим трудом и душою органично соединён с актёрской «семьёй» и её руководителями : художники, декораторы, музыканты, балетмейстеры, бутафоры, реквизиторы, гримёры, костюмеры, помощники режиссёра, администраторы, монтировщики… Люди многих профессий театра – все они выстраивают жизнь театра и помогают рождению многих спектаклей, которые затем приходит оценить зритель.

ДЕТСКАЯ ТЕМА на СЦЕНЕ

Огромный пласт работы театра посвящён детям.
Репертуар для них был обширный и очень качественный во все времена.
Наряду с русской и зарубежной классикой – А. Островского и В. Шекспира, всегда ставились произведения для подростков и молодого поколения.
Очень много играется сказок, на которые ходят семьями по многу раз.
Среди них «Кентервильское приведение» (Оскара Уайльда), «Кот в сапогах» (по мотивам Шарля Перро), «Иван Царевич и серый волк» (В. Маслова), «Вождь краснокожих или история одного похищения» (О,Генри), «Василиса Прекрасная» (Г. Соколова), «Красная Шапочка» (Е. Шварц),
«Али Баба и разбойники» (В. Маслов).
С давних времён «маркой» театра, подобно «Синей птице» во МХАТе, —
в Ногинском театре считалась сказка «Василиса Прекрасная», которая ставилась в разных постановках несколько раз в течение нескольких десятилетий и идёт здесь по сей день.
Менялись режиссёры, поколения артистов, зрителей, но на русскую классику спрос был всегда. С особым теплом вспоминают зрители Пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и 7 богатырях» и «иноземную», на русский лад — «Белоснежку и 7 гномов» Братьев Гримм. А «Али-бабу и разбойников» ногинчане смотрят с 1994 года с большим удовольствием и сегодня.
Уже несколько поколений детей выросло на этих спектаклях.
Каждый год в театре ставится по 2 по 3 сказки, которые всегда показывают по субботам и воскресеньям (по 2 спектакля), и особенный спрос на них — в дни школьных каникул (по 3 спектакля!).
О новых постановках, таких как «Кентервильское привидение» (О. Уайльда), «Золотой цыплёнок» (В. Орлова), «Кошкин дом» по сказке С. Маршака (реж. — выпускника Щукинского театрального училища), поставленных на сцене ногинского театра несколько лет назад, и сейчас пишут самые лучшие и тёплые отзывы.

Репертуар театра всегда был интересным для зрителя и постоянно обновлялся.
В 88 театральном сезоне театр был удостоен Премии Губернатора Андрея Воробьёва «Наше Подмосковье» за совместный проект Московского областного театра драмы и комедии и Ногинского телевидения «НАШ ТЕАТР!»
Для реализации проекта партии «Единая Россия» — «Театры малых городов» были поставлены такие спектакли как: «Рикки-Тикки-Тави» по мотивам Д.Р. Киплинга (реж. Засл. арт. МО А.Мишин), «Новогодние приключения Снегурочки» В. Полякова и спектакль «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (Гл. реж. театра В. Анненкова), ставший одним из победителей на фестивале «Театры Подмосковья». Его ждут и в кинотеатрах по всей России.
Труппа всегда участвует в различных фестивалях и много гастролирует со своими спектаклями по России, которые сопровождаются благодарными отзывами.
Благодаря партийным проектам «Театры малых городов» и «Культура малой Родины», полностью переоборудованы и обновлены механика сцены, световое и звуковое оборудование.
В театре расширены границы доступной среды для людей с ограниченными возможностями, благодаря тифлокомментированию. Так же здесь возможно бесплатное посещение театра и предлагаются льготные билеты для социально незащищённых слоев населения и для многодетных семей. Как благотворительность — на каждом спектакле отдается один ряд бесплатно.
Вместе с благотворительным фондом «Больше жизни», ежегодно в Рождество (7 января) театр проводит благотворительную акцию для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.
С большим интересом посетители театра ходят в его выставочный зал, где проходят выставки, посвящённые ветеранам ВОВ, артистам, заслуженным художникам и другим видным деятелям страны.
По отзывам прессы, Московский областной театр драмы и комедии вносит огромный вклад в развитие культурных традиций региона. Его посещают не только жители Ногинска, — очень много зрителей приезжает из Москвы, из других городов и даже областей.
Министерством культуры Российской Федерации театру выделен Грант.
В год 90-летия театра сбывается его мечта – открывается Музей театра, где будет очень много интересных экспонатов об истории театра, об известных людях – актёрах и режиссёрах, с именами которых она связана.
Музей расскажет и о работе в Ногинском театре таких выдающихся актёров, как В.И. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов, М.М. Тарханов, как начинала в нём актриса Татьяна Пельтцер.
Один из первых своих профессиональных спектаклей — «Проводы белых ночей» в этом театре поставил великий режиссёр Пётр Фоменко, и он всегда гордился тем, что здесь работал. Это была его первая сцена.

Режиссёрская работа привела сюда и Народную актрису РФ Елену Октябревну Цыплакову, которая была приглашена в 2018 году и назначена Главным режиссером Московского областного театра драмы и комедии директором театра Ю.Е. Педенко.
10 лет назад она поставила в этом театре спектакль «Мать Иисуса» по Володину, — и он до сих пор идёт. Люди приезжают посмотреть его даже из Москвы. Одна из зрительниц как-то подошла к режиссёру Е. Цыплаковой
и сказала: «Вы знаете, я уже раз пятнадцать этот спектакль смотрела».
Такая оценка дорогого стоит!
Своих будущих зрителей театр выращивает с детства.
Являясь прекрасным педагогом театрального мастерства, Елена Цыплакова возглавила театральную студию «Преображение» и стала её художественным руководителем также по предложению директора театра Ю.Е. Педенко.
Работа театральной студии началась 20 января 2019 года, как совместный проект Московского областного театра драмы и комедии и православного прихода Богоявленского собора г. Ногинска. В этой студии с большим удовольствием занимаются дети в возрасте от 8 до 15 лет. Преподавателями в ней работают артисты Московского областного театра драмы и комедии, а также ведущие режиссёры, актёры, преподаватели ГИТИСа. Практические занятия они проводят в театре, теоретический курс — в гимназии при Богоявленском соборе. Детям преподаются: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика, грим, история костюма и занятия по музыкальному развитию.

ПЛАНЫ на БУДУЩЕЕ

В 2019 году в театре состоялись четыре интересных премьеры спектаклей: «Ревизор» Н.В. Гоголя (реж. М. Рыбака), «Фальшивая нота» Дидье Карона (реж. Т. Спивак), «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя (реж. А. Смирнов) и «Повести Белкина» по произведениям Пушкина (реж. Ю. Попова).
Постановка «Повести Белкина» была очень хорошо воспринята старшими школьниками, у которых А.С. Пушкин в учебной программе. С большой благодарностью откликнулись на этот показ родители подростков и их учителя.
Премьеры прошли с аншлагом. Их посмотрели зрители из всех ближайших городков Подмосковья, из Москвы и даже из Иванова.

Одним из главных событий юбилейного года — можно считать открытие в 2020 году в фойе второго этажа Малой сцены на 150 человек.
Зрителям очень хотелось бы иметь возможность встречаться с актерами и режиссерами. Учитывая эту потребность, руководство театра делает всё необходимое для того, чтобы помимо таких встреч со зрителями на Малой сцене, проходили и музыкальные вечера, и малые формы театральных представлений – моноспектакли, спектакли для двух актеров. Всё это будет очень удобно представлять на малой сцене, и уже готовится серьезный репертуар по Достоевскому и по рассказам Чехова, который, несомненно, будут интересен и взрослым, и школьникам.
На вопрос, что нужно для того, чтобы театр продолжал и дальше творчески развиваться, а зрители посещали его с удовольствием и благодарностью, Главный режиссёр театра Елена Цыплакова сказала:

«Нужно хорошо работать, творчески относиться к своему репертуару и понимать, что людям интересно. На мой взгляд, очень важно воспитывать зрителя, а не только угождать чем-то сиюминутным. Нужно ставить спектакли, на которые будут ходить неоднократно. Поэтому мы приглашаем сильных режиссеров, ставим серьёзные спектакли. Очень важно, чтобы театр был таким местом, которое помогает человеку становиться лучше, совершеннее. Это на самом деле — работа духовная. И очень важная».

Московский Областной театр драмы и комедии — единственный из многих городских подмосковных театров, начавших свой путь в тридцатые годы, который сумел доказать свою жизнеспособность, пройти многие испытания на выживание и воспитать не одно поколение зрителей. Поэтому сегодня Ногинск по праву называют театральным городом.
О его спектаклях всегда отзывались и отзываются как об «очень ярких, интересных, сделанных с душой». Они никогда не оставляют зрителей равнодушными, и почти все премьерные спектакли проходят с аншлагом и похвальными отзывами прессы.

Нина Яхонтова

Запись опубликована в рубрике культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.