«волошинский сентябрь» в Крыму

С 7-20 сентября 2020 года в Коктебеле проходил 18-й Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвящённый 45-летию создания Дома-музея М.А. Волошина, 20-летию создания Музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина», 100-летию «Русского исхода» и Году памяти и славы в России.

В Конференц-зале пансионата «Творческая волна» и в Доме-музее Волошина, проходили тематические конференции, замечательные художественные и фотовыставки, посвящённые Коктебелю, и творчеству М.А. Волошина, а также классические, бард и джаз концерты, сопровождаемые восторженной реакцией и приветствиями слушателей из разных городов страны.

Погода стоит прекрасная, море тёплое и ласковое. Коктебель полон гостями-отдыхающими и участниками фестивального симпозиума, выступающими на разных площадках под открытым небом.

На всех почти событиях этой коктебельской традиции, прежде всего звучали стихи Максимилиана Волошина и поэтов его круга; научные доклады перемежались разнообразными и разностильными музыкальными номерами, выступали талантливые вокалисты, звучал саксофон, не столь широко в этом году были представлены современные поэты. К сожалению, многие не приехали из-за пандемии, но тем не менее…

Изумительно представила «Страницу Литературного фестиваля М.А. Волошина» своим музыкально-поэтическим спектаклем «Маленькие новеллы для двух актёров и одной гитары» яркая пара творческого объединения «Антракт» — актриса, певица Марина Мельникова и поющий актёр, режиссёр, художественный руководитель ТО «Антракт» — Эдуард Гиршов (Орджоникидзе, Санкт-Петербург). Песни, стихи и рассказы Булата Окуджавы звучали в их исполнении так душевно, проникновенно, своеобразно и выразительно, что все зрители подхватывали куплеты любимого Булата, воодушевлённо подпевали артистам, и на широкой открытой концертной площадке Дома-музея Волошина под шелест листвы и шум морского прибоя чувствовался и царил дух единства, всеобщей любви и вдохновенной радости!

Блистательно был представлен Эдуардом Гиршовым и моноспектакль «Концерт Сарасате» (по произведениям и автобиографической прозе Александра Вертинского), где актёр выступал и как прекрасный, яркий, тонкий исполнитель песен великого шансонье, и как замечательный рассказчик. Публика была в восторге! Долго не отпускали.

Горячий отклик вызвало и выступление Волошинского общедоступного театра, с участием актёров театра и кино — Натальи Жоголевой и Алекса Клепса, (она москвичка, он – коктебелец), с театрализованной программой «Пара звонких кастаньет», посвящённой установлению дипломатических отношений Российской Федерации с княжеством Андорра.

В Волошинском общедоступном театре в качестве танцоров и актёров выступали штатные сотрудники Дома-музея Волошина. Они так зажигательно танцевали фламенко, так хорошо выстроили мизансцены, что казалось, на импровизированной сцене – профессиональные актёры.

Покорила многочисленную публику и творческая встреча с мультисаксофонистом, арт-директором коктебельского Международного джазового фестиваля Сергеем Головнёй. Вместе с ним в его втором концерте зрители были счастливы услышать мэтра джаза – Фридмана.

С интересом гости фестиваля познакомились с демонстрацией фильма «Москвадва», который представил сценарист и режиссёр Максим Гуреев (Москва). В этом фильме основной герой – Дмитрий Александрович Пригов, известнейший из поэтов-авангардистов, прославившихся в 1990-х годах. Пригов в фильме рассказывает о старой Москве, читает не свои стихи, а лермонтовского «Сашку», он здесь прежде всего личность, воспринимающая и отражающая город. Таков был замысел режиссёра. Д.А. Пригов умер спустя два месяца после окончания съёмок. Он фильма не увидел. В поэтических кругах России Пригова прекрасно помнят, потому что он был своего рода «лицом своей эпохи».

В событийной канве фестиваля-симпозиума многочисленные зрители с интересом отнеслись и к Подношению Цветаевского фестиваля в Александрове – нынешнему крымскому фестивалю. Проходящий в Александрове (Владимирской обл.) более 30 лет старейший фестиваль страны был представлен оригинальной концертной программой. Выступал с поэтическими номерами Л.К. Готгельф , основатель и директор Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, он представил Елену Козакову, которая исполняла номера эвритмии, — особого искусства художественного движения, которое было создано в эпоху М. Волошина известным в Европе теоретиком мировой мистики Рудольфом Штейнером, основателем антропософии совместно с Мари фон Сиверс. Е. Козакова опытный мастер эвритмического танца, который сделан для того, чтобы сопрягать движения тела с тончайшими движениями души. В этом танце чувство ведёт к высоким духовным откровениям. Стихи М. Цветаевой в Подношении исполняла актриса и режиссер Ирина Ктитарова (Москва).

На многих волошинских фестивалях и симпозиумах последних лет гостем и участником был Станислав Артурович Айдинян, литературный секретарь и редактор старейшей писательницы России Анастасии Ивановны Цветаевой, сестры классика русской поэзии Марины Цветаевой.

На этот раз Станислав Айдинян продемонстрировал собравшимся в Доме Волошина видеозапись своего интервью с А. И. Цветаевой, сделанную в 1993 году, в последний год жизни 99-летней писательницы. Речь в этом фильме шла о её друзьях – Н. Бердяеве, Л. Шестове, В. Розанове, виднейших мыслителях дореволюционной России, а также о законе ответственности в человечестве…

Зал был порясён тем, как тонко, красноречиво и интересно говорила о своих встречах и впечатлениях младшая Цветаева, Цветаева последняя, прожившая долгую, сложную, очень непростую жизнь, светлая душа которой, перенесла все испытания с благодарностью и молитвой, и пришла к концу своего земного пути в ясной памяти, с мудростью и святостью… К счастью, для тех, кому дорога русская культура и её необыкновенные люди, могут увидеть этот фильм-интервью в соцсетях. В речи же представлявшего фильм с Анастасией Ивановной Цветаевой Станислава Айдиняна – известного российского искусствоведа, академика Российской академии художественной критики, Международной академии современных искусств, слышался дорогой для многих отзвук культуры «Серебряного века»… В открытом пространстве под звездным небом оживала эпоха Максимилиана Волошина.

Обширная программа 18-ого Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» вместила десятки выступлений и концертных номеров, мы смогли рассказать лишь о нескольких из них. Хорошей организацией фестивальный симпозиум, конечно, обязан деятельной и обаятельной Наталии Мирошниченко, директору Дома-музея М.Волошина.

Нина Яхонтова

Запись опубликована в рубрике культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.